16 января Секс Главное отличие: в голове всё происходит по согласию.
Наталья Копылова
Почему женщины фантазируют об изнасиловании
По данным некоторых исследований, до 62% женщин фантазировали об изнасиловании. Стоит учитывать, что выборка не очень репрезентативная — конкретно в этом опросе участвовали всего 355 респонденток. При этом большинство из них предавалось таким фантазиям нечасто, в среднем около четырёх раз в год. Но нельзя отрицать очевидное: женщины прокручивают в своей голове подобные сценарии. Причём не только в отрицательном ключе: лишь в 9% случаев мысли вызывали отвращение. 45% фантазий были чисто эротическими, 46% — это нечто на стыке эротики и отвращения.
У фантазий об изнасиловании может быть несколько причин.
Избегание негативных эмоций
Представьте женщину, которая воспитывалась в строгой семье. Ей с малолетства твердили, что секс — это грех и грязь. И ей сложно полностью избавиться от детских установок. Даже фантазируя об интиме, она чувствует вину и стыд. Сценарий с насилием становится выходом. Ведь все эти «стыдные» вещи в своей фантазии женщина делает по принуждению, она не такая. Что помогает ей снять с себя часть ответственности за происходящее.
Следование распространённым сценариям
В любовных романах о прошлых временах часто встречается сюжет, в котором опасный мужчина так увлекается главной героиней, что просто не может устоять. А она скромная и порядочная, секс до брака может разрушить её репутацию. Поэтому ему приходится быть чрезмерно настойчивым, чтобы в книге случилось то, ради чего она собственно была написана.
В фантазиях женщине тоже иногда хочется чувствовать себя настолько желанной, что человек буквально не в силах остановиться. А иногда в сценарии может фигурировать тот, с кем в трезвом уме она никогда не свяжется. Или, например, девушка не планирует изменять своему текущему партнёру даже в своей голове. Принуждение к сексу в этом случае позволяет «подружить» фантазию и реальность.
Попытка отпустить контроль
Женский оргазм — сложная штука, далеко не каждый секс им заканчивается. И во время соития партнёрша может много беспокоиться — за своё удовольствие, за ощущения партнёра, за свой внешний вид и так далее.
Фантазия о принуждении позволяет ей буквально расслабиться и погрузиться в процесс. Мысленный любовник делает ровно то, что ей нужно и как ей нравится — ведь всё происходит у неё в голове.
Сексуальная открытость
Исследования показывают, что женщины, которые наслаждаются сексом и не чувствуют по этому поводу беспокойства или вины, нередко фантазируют об изнасиловании — в числе прочих сценариев. Просто потому, что это возможность безопасно прокручивать в голове что угодно.
Насилие в прошлом
Это нечастое явление, но некоторые люди с подобным опытом периодически фантазируют о насилии. Правда, не потому, что им нравится принудительный секс. Это скорее способ заново проиграть сценарий и убедиться, что в этот раз именно они управляют ситуацией. То есть так они пытаются взять под контроль весь свой прошлый опыт, где были полностью этого лишены.
Почему у фантазии об изнасиловании нет ничего общего с реальностью
Люди, которые пытаются нормализовать сексуализированное насилие, часто используют фантазии как аргумент, что ничего страшного не происходит. Ведь женщины об этом думают, так вот же, мечта становится реальностью.
Разумеется, это вообще не так. Для начала, фантазии о принудительном сексе возникают по совершенно разным причинам. Например, базируются на старой травме. Да и те, у кого не было такого опыта, просто примеряют на себя разные истории. Это не значит, что они всё хотят попробовать.
Но допустим, что это фантазия исключительно эротическая. От реального насилия её отличают несколько важных критериев.
Безопасность и контроль
Фантазия абсолютно безопасна для женщины. Можно в любой момент всё прекратить или перенаправить в другое русло. И даже если в мыслях прийти к чему‑то, что будет неприятно, легко откатить всё назад без особых потерь. В сценарии контроль как будто бы в руках насильника. Но очевидно, что событиями управляет женщина. Так что ей не страшно.
Реальное изнасилование — это максимально небезопасная, травмирующая ситуация, которая часто сопровождается депрессией, сексуальными расстройствами, ПТСР и другими тяжёлыми последствиями.
Согласие
Возможно, это неочевидно, но женщина представляет секс с кем‑то, пусть и принудительный, потому что она на этот самый секс согласна. Просто мысленное соитие происходит вот в такой форме (безопасной и контролируемой, как мы помним). Допустим, возьмём упомянутый ранее случай, когда мужчина якобы не может остановиться. На самом деле может, ведь всё в голове женщины. Это она не тормозит процесс фантазии.
Естественно, реальное насилие происходит без согласия, потому оно и насилие.
Удовольствие
За дровами мы иногда немного не видим леса. Но в фантазиях об изнасиловании агрессор обычно весьма ориентирован на жертву. Он делает то, что ей нравится и как ей хочется. И — что особенно важно — не делает того, что ей неприятно. В процессе героиня фантазии наверняка увлечётся и даже получит удовольствие. Эротические мечтания — это о наслаждении, а не о страхе, стыде, беспомощности и других эмоциях, которые испытывают пострадавшие от изнасилования.
Отсутствие объективации
Этот пункт логично продолжает предыдущий, а именно: в фантазиях жертва обычно всё равно субъект. Мысленный насильник нападает, потому что хочет конкретно её. Для реального преступника жертва — объект. И сама агрессия не столько про секс, а иногда даже вовсе не про него, а про контроль, власть, безнаказанность.
Нормально ли фантазировать об изнасиловании
Если насилие — травмирующая ситуация, то возникает логичный вопрос: а нормально ли, если женщина о нём фантазирует?
Яна Семёнова Психологиня, схема-терапевтка, экспертка и карьерная консультантка «Психодемии».
Фантазии о насилии, как и любые другие мысли, могут спонтанно возникать у любого человека вне зависимости от пола и возраста. Они являются побочным продуктом работы нашего мозга, постоянно анализирующего всю входящую информацию и выстраивающего ассоциативные связи между этими данными. Фантазии — это нормально и не говорит о том, что с вами что‑то не так.
Если же такие мысли вызывают негативные, противоречивые и чересчур интенсивные чувства, то на это стоит обратить внимание и, возможно, обратиться к психологу, поскольку подобное может косвенно указывать на неблагоприятный опыт в прошлом или на другие нарушения здоровья. В когнитивно‑поведенческой терапии есть много разных техник, чтобы работать с подобными проблемами.
Если же мысли приятны, то в том, чтобы думать их, нет ничего плохого или стыдного. Позиция современной сексологии заключается в том, что можно фантазировать о чём угодно, лишь бы мечтания не переходили в действия, угрожающие нашему благополучию или благополучию других людей.
Обложка: Ася Соколова / Лайфхакер